Ширяева Наталья Аркадьевна журнал "ШНАУЦЕР СЕГОДНЯ"

РАЗВЕДЕНИЕ ЦВЕРГШНАУЦЕРОВ ОКРАСА "ПЕРЕЦ С СОЛЬЮ" В МОСКВЕ

   Первые собаки породы цвергшнауцер попали в Москву из Львовского пограничного питомника в 1978 году. В свою очередь, они являлись подарком словацких пограничников львовским коллегам, так как эти маленькие собачки обладали великолепным нюхом и отличными рабочими качествами, что позволяло их использовать как служебных собак, например для поиска наркотиков. Московские кинологи, узнав об этом, с большим трудом добились разрешения на приобретение этих собак (обращаться пришлось даже в МВД СССР). Так в Москве появились: БАТИ С КАТ ПОЛ (вл. Супруненко-Герасимова - ей же принадлежит инициатива и ведущая роль в получении и дальнейшем разведении цвергшнауцеров), два ее взрослых сына от АТОМА З МАЛИ ЛОРД - ЗАЙЧИК (вл. Кицис) и ЗВОНОК (вл. И.Степаненко), ГАРО З МАЛЕХО РИМА (вл. Полосухин) и ДИНА С ИДЕАЛ СНУ (вл. Долгуничев). Из них самой породной была БАТИ, два ее сына не уступали ей, но больше использовался ЗАЙЧИК, так как ЗВОНОК был большого роста. К сожалению, ГАРО вообще был мало похож на цвергшнауцера, а ДИНА обладала явно выраженными признаками карликовости. Позднее в ЧСФР были приобретены суки АСТРА З Я-СНА (вл. Юдин) и АКИ КЛЕПАЧ и ИРИС ВАШСКА РОМАНСКА (вл. Попова, С.-Петербург). АСТРА З Я-СНА оставила заметный и, надо отметить, весьма благотворный след в московской популяции цвергов, особенно окраса "черный с серебром". Все нынешние чемпионы этого окраса - ее потомки, несмотря на то, что многие ее дети и внуки отличались излишне большим ростом (МЕКОНГ ЮНА, ЛЯЛЯ ЧЕРНАЯ ЮНА, АЛЕКСАНДРА О-ЛЯ-ЛЯ). Потомки АКИ и ИРИС заложили основу петербургской популяции цвергшнауцеров. Кроме вышеперечисленных собак, у истоков разведения стояли две собаки американского происхождения: АЛИ (вл. Ларионов) и АМА (вл. Несмелова), рожденные в С.-Петербурге в 1976 году от вывезенных из США производителей: ФРИТЦА ФОН ТИНКЕР КАЗАНОВА, окраса "черный с серебром" и ТЕДДИИ (вл. Гросман), окраса "перец с солью". АМА имела перекус, тем не менее достаточно активно использовалась в племенном разведении - в С.-Петербурге ее потомки от АЛИ и ЗАЙЧИКА оказали большое влияние на поголовье, естественно, далеко не всегда благоприятное. Рост АЛИ превышал 40 см, однако ввиду отсутствия инокровных производителей он был в возрасте 6 лет развязан и оставил большое количество потомков как в Москве, так и в С.-Петербурге.
   Первый помет цвергшнауцеров в Москве родился в 1980 году от ЗАЙЧИКА и ДИНЫ С ИДЕАЛ СНУ. Это были кобель АЛЬДО ИЛИМ (вл. Польшина) и три суки: АЛЬДО ИЛСИ, АЛЬДО ИМПИ и АЛЬДО ИЛОНА. В дальнейшем активно использовались АЛЬДО ИЛСИ (вл. Ронис, заводская приставка "РОН") и АЛЬДО ИМПИ (вл. Черникова, заводская приставка "ИМП"), которая к тому же оказалась окраса "черный с серебром", но из-за отсутствия кобелей этого окраса вязалась с производителями окраса "перец с солью" и только две последние ее вязки были с черно-серебристым кобелем МЕКОНГОМ ЮНА (пометы Ж...-ИМП и Б...-ИМП).
   Наиболее известный из пометов АЛЬДО ИЛСИ - ее дети от АЛИ - НИКАНОР РОН, НИЛСИ РОН, НЭЛСИ РОН. Наиболее продуктивной оказалась НИЛСИ РОН (вл. Тарасова). У нее было всего три помета - два от АРЕНА ФОН ОТЕЛЛО (вл. Гудкова) и один от ДИККА ВЕЧНИ РИВАЛ (вл. Ширяева), но в каждом рождалось от 6 до 8 щенков. Среди них: Победители КРЕЙЗИ ЛАТАР (вл. Карпович), ДАНТЕС ЛАТАР (вл. Сорокин), ЯСМИНА ЛАТАР (вл. Малахова) и ЯНКА ЛАТАР (вл. Сурникова). Наиболее известный сын НИКАНОРА РОН - ТРОЯН АУРИС (вл. Сычева), многократный победитель выставок, давший большое количество породных собак, среди которых Кандидат в Чемпионы Клуба - 95, Победитель ДЖЕРРИ ЛИ НАЙК (от КРЕЙЗИ ЛАТАР, вл. Маклакова) и CACIB, CAC Эстонии, Чемпион России и Евразии - 94 ПЕППИ ДЕ ГРИЗ (от УОЛЛЫ АРТУА, вл. Матюхина).
   АЛЬДО ИЛСИ вязалась только с перцовыми кобелями, однако от ленинградского кобеля ЕЖИ ТМАВИ КНИР у нее родились черно-серебристые щенки, в том числе сука МАГДА РОН (вл. Наумова, заводская приставка "МАНУА"). Она была большого роста и нечеткого окраса, что в большинстве случаев передавала своим детям.
   Завершая краткий рассказ о первом московском помете следует отметить, что из трех сук, являющихся прародительницами породы, именно ДИНА С ИДЕАЛ СНУ несла в себе гены недостатка резцов и именно ее потомки в первую очередь страдали этим пороком.
   В 1981 году рождается второй помет - от ГАРО З МАЛЕХО РИМА и БАТИ С КАТ ПОЛ: три кобеля и три суки окраса "перец с солью". В Москве использовался БЭКИНГЕМ (вл. Рожкова), БИМ был продан в Харьков, а БАРД в Ригу. Суки использовались все: БАСТИНДА (вл. Мухина, заводская приставка "ЛАМ"), БЕАТРИЧЕ (вл. Мысова, заводская приставка "ДЕ МЕФИСТО") и даже пятирезцовая БЕТТИ (вл. Максимова, заводская приставка "МАКБЕТ"). Надо сказать, это единственный помет БАТИ, в котором был брак.
   БАСТИНДА не оставила после себя высококлассных потомков. Однако необходимо заметить, что в племенном разведении использовалась ее дочь от ЗВОНКА - ЖУЖА ЛАМ (вл. Каширская, заводская приставка "МАРК") и дети от АББАТА ЮНА - кобель ТОББИ ЛАМ (вл. Астафьев), а также суки ТЭССИ ЛАМ (вл. Булавская, заводская приставка "БЕЛВИК") и ТОКИО ЛАМ (вл. Поздняк).
   Из потомков БЕТТИ достойна упоминания АУРИКА МАКБЕТ (вл. Супруненко - Герасимова). Она известна благодаря своим сыновьям: Чемпиону Евразии и России 1992 года ИРЖИ АУРИС (от ВИНИ ФАТ ГРЕЙ, вл. Цыбулько, г. Киев) и уже упоминавшемуся ТРОЯНУ АУРИС. РИККИ АУРИС (вл. Беляев, заводская приставка "БЕЛХУНД"), дочь БЕТТИ от БЭКИНГЕМА, обладавшая очень посредственным экстерьером, тем не менее является бабушкой победителя рингов 1995 года КАЯ ТОЙФЕЛЬ (вл. Тюпкина).
   БЕАТРИЧЕ использовалась очень интенсивно. Из наиболее интересных потомков следует отметить ее детей от АРЕНА ФОН ОТЕЛЛО. Это многократный победитель ХЕКСИ ДЕ МЕФИСТО (вл. Чиляева, заводская приставка "РАЙНГОЛЬД") и победитель ХУАНТОРЕНО ДЕ МЕФИСТО (вл. Афанасьев). Также известны дети БЕАТРИЧЕ от АЛЬДО ИЛИМА - КОНДОР ДЕ МЕФИСТО (вл. Казакова) и КЛЕО ДЕ МЕФИСТО (вл. Короленко, заводская приставка "ДЕ КОР") и сын от ЗАЙЧИКА - ГЕРЦОГ ДЕ МЕФИСТО (вл. Рубенкова). К сожалению высокопородных продолжателей эти собаки не дали и никакого влияния на поголовье не оказали.
   В 1982 году в Москве рождаются уже четыре помета. Первый - от АЛИ и АСТРЫ З Я-СНА: кобель АББАТ ЮНА (вл. Кулакова) и сука АЗАЙЯ ЮНА (вл. Дуленко, заводская приставка "АРТУА"). АЗАЙЯ ЮНА дала довольно много породных детей, среди них дочери от КОНДОРА ДЕ МЕФИСТО - многократный победитель УОЛЛА АРТУА (вл. Гуркина, заводская приставка "ДЕ ГРИЗ") и УНДИНА АРТУА (вл. Короленко, заводская приставка "ДЕ КОР"). УНДИНА вначале была зарегистрирована как "черно-серебристая", но со временем потеряла свой окрас. Среди ее потомков есть как "черно-серебристые", причем некоторые стойкого окраса, например, НОЭЛЬ ДЕ КОР (вл. Сноркина, заводская приставка "ЭЛЕГАНТ") от ЧАРОИДА АННИ КИРС, так и "перцовые", и даже черные - один раз УНДИНА была повязана кобелем черного окраса. К сожалению, в этом помете, как и среди потомков этих собак, были рыжие щенки (например, сука от УИЛЛИ ФОН РОЗЕНХЮГГЕЛЯ и ТЕРРИ ДЕ КОР). Широко использовался в племенном разведении УРРИ АРТУА (вл. Шевченко), но не удалось получить потомства от его брата УРАНА АРТУА (вл. Райфель), который был зарегистрирован как "черный с серебром". Меньше, чем УРРИ использовался сын АЗАЙИ от АРЕНА ФОН ОТЕЛЛО - ГРЭМ АРТУА (вл. Каплина). Среди потомков его сестры ГЛОРИИ АРТУА (вл. Хоменко, заводская приставка "ГЛОСТЕР") часто встречаются щенки черно-серебристого окраса.
   В том же году от ЗАЙЧИКА И БЕАТРИЧЕ рождаются два кобеля: ГРАФ ДЕ МЕФИСТО и ГЕРЦОГ ДЕ МЕФИСТО. Последний активно использовался в разведении.
   Третий помет - от АЛИ и АЛЬДО ИМПИ: кобель ДЮК ИМП (вл. Зуенко) и три суки - ДАНА, ДАНАЯ и ДЮЙМОВОЧКА. Все они были окраса "перец с солью". Особо следует отметить ДАНАЮ ИМП (вл. Калинина). Она обладала племенным пороком - перекусом, что не помешало повязать ее два раза с БЕННИ ФОН РОССИС (вл. Лучкин) - первым кобелем черного окраса, завезенным в нашу страну. В этих пометах изначально предполагалось кобелей оставить без родословной, однако впоследствии черный кобель ДЕ ЛИР КАЛДИ ШВАРЦ (вл. Крылова) стал на какое-то время чуть ли не основным производителем. Активно использовались и две его черные
   сестры - ДЕ КИТТИ КАЛДИ ШВАРЦ (вл. Агеев, заводская приставка "АГШАРМ") и ДЕ ТИНКА КАЛДИ ШВАРЦ (вл. Ботнина, г. Казань, заводская приставка "ДЕ МЕЛЬДЕНДО"). Естественно, среди их потомков встречаются собаки с браком как по окрасу (рождаются щенки с рыжим подпалом, просто рыжие, от двух черных собак могут родиться "перцовые" щенки), так и по зубам. Суки с приставкой "АГШАРМ" часто встречаются в родословных черно-серебристых собак, т.к. ДЕ КИТТИ почти в каждом помете рождала черно-серебристых щенков. К сожалению, этим собакам был присущ желтоватый подпал, минимальная оброслость и очень посредственный экстерьер, тем не менее их потомки достаточно активно используются в разведении. ДАНА ИМП (вл. Сюбаева, заводская приставка "ДОРСИ") и ДЮЙМОВОЧКА ИМП (вл. Лобачева, заводская приставка "ДЮЛ") вязались с кобелями окраса "перец с солью", но среди их детей встречаются черно-серебристые собаки. От ПАБЛО БИРЧРГРОВА это ХОРОШКА ДЮЛ (вл. Черникова, заводская приставка "ХОББИ ЧЕР"), БЕБИ ДОРСИ (вл. Цветков, заводская приставка "ЦВЕБИ") и БЕККИ ДОРСИ (вл. Якименко, зав. приставка "БЭКРЕСТО"). От ГЕРЦОГА ДЕ МЕФИСТО это ПЕГГИ ДОРСИ (вл. Верижникова, заводская приставка "ВЕРНИ ЛЕККИ"). Эти суки вязались как с кобелями окраса "перец с солью", так и с черно-серебристыми, но наличие среди их потомков большого количества собак, бракованных по зубам, не позволяет сделать вывод о сколько-нибудь значительном вкладе данного семейства собак в разведение породы "цвергшнауцер".
   В последнем помете 1982 года - от АЛИ и БАТИ С КАТ ПОЛ - был единственный щенок - сука окраса "перец с солью" ТУТТИ (вл. Цируле, г. Рига, заводская приставка "САНГРО"). Надо отметить, что она является прапрабабушкой Чемпиона Евразии и России 1993 года ФИНИСТА С МОСКОВСКОЙ ДРУЖИНЫ (от ДИККА ВЕЧНИ РИВАЛ и ЖАСМИН БЕСТХУНД ШИК) и прапрапрабабушкой Чемпиона Евразии и России 1995 года УРСА БЕЛЛА КНИРИС (от КИДА ВУЛКАНА и ФИДЖИ С МОСКОВСКОЙ ДРУЖИНЫ) - оба окраса "перец с солью".
   Из пометов, рожденных в 1983 году, следует отметить два первых, так как остальные пометы являются производными от уже перечисленных собак. Относительно "новым" явился помет от ЗВОНКА и БАСТИНДЫ: кобель ЖАНО ШЕРИФ ЛАМ и две суки - ЖУЖА ЛАМ и ЖЕЛОНА ЛАМ. Потомство оставила только ЖУЖА. Второй помет - это четыре суки от ЗАЙЧИКА и импортированной из Чехословакии КОРЫ З ОД ЕРГИО (вл. Борисова и Андреева, заводская приставка "КОРДИВА") - ЕРЖИНА (вл. Сазыкина, зав. приставка "САНДИ"), ЕЛАНА (вл. Андреева), ЕДА (вл. Ветра, г. Рига) и ЕНА (вл. Резевский , г. Рига). К сожалению, КОРА вязалась только один раз и в Москве есть потомство только от ЕРЖИНЫ КОРДИВЫ, крайне немногочисленное.
   Таковым был начальный этап в разведении породы. К большому сожалению, далеко не все родоначальники породы были выдающимися в экстерьерном плане и часто являлись близкими родственниками друг другу, поэтому их потомки не могли стать собаками достаточно высокого класса. Использование инокровных производителей, таких как АЛИ и АМА, не могло улучшить картину в силу их вышеперечисленных пороков. В 1984 году из Ирландии был привезен кобель ПАБЛО БИРЧГРОВ (вл. Шевченко), однако наряду с достоинствами он обладал и многими недостатками, и в первую очередь плохим окрасом с большим количеством мягкого подшерстка рыжеватого цвета. От него было получено достаточно большое поголовье очень среднего качества.
   В это же время начался интенсивный импорт кобелей из ГДР: АРЕН ФОН ОТЕЛЛО (вл. Мысова), БЕНЬЕ ФОН ШЛЯЙПФЮЛЬ (вл. Зинкевич), БЕННИ ФОН ДЕ КЕККЕН БАНДЕ (вл. Бурова, г. С.-Петербург). Этим собакам были присущи одинаковые недостатки: короткое плечо и бедро, коротковатые шеи и головы, кругловатые глаза, выпуклые поясницы, связанные движения задних конечностей, не очень богатая, порой минимальная оброслость. В общем, это были старотипные, простоватые собаки. Их нервная система также оставляла желать лучшего, особенно у АРЕНА ФОН ОТЕЛЛО. Однако они широко использовались, и некоторые их потомки от наших старых чешско-американских собак обладали достаточно хорошим экстерьером и даже блистали на рингах тех лет. Но наряду с ними появилось очень большое количество собак весьма посредственного экстерьера, с неполной зубной формулой и с порочной нервной системой, в ряде случаев граничившей с эпилепсией.
   Отдельно следует упомянуть импортированного из ФРГ АСТОРА ФОН ЛЕННЕРХАУС (вл. Максакова), который в силу своего порока - перекуса нигде не выставлялся, но активно использовался во Всероссийском Пинчер-Шнауцер Клубе (ВПШК) и, естественно, что многие его дети унаследовали от него этот порок.
   С огорчением вынуждена констатировать, что наряду с неоправданно частыми случаями использования в племенном разведении заведомо бракованных собак, был также случай использования собаки неизвестного происхождения. В 1987 году в Москву попала сука окраса "перец с солью" по кличке ГЕЛА ДЕ ХОЦЕВАР (вл. Богомолов, заводская приставка "ДЕ ЛАС АНТИЛЬЕС"). Вместо родословной или хотя бы щенячьей карточки на руках у владельца была только справка из нашего посольства на Кубе, с указанием предполагаемых родителей собаки, естественно, без номеров родословных. Однако в КЛЖ "Фауна" и, позднее, в ВПШК ее сочли возможным повязать несколько раз с АРЕНОМ ФОН ОТЕЛЛО и АСТОРОМ ФОН ЛЕННЕРХАУС. Полученные щенки имели в родословных прочерк в третьем и четвертом колене, однако активно использовались и используются в ВПШК.
   В целом же к 1990 году было получено достаточно большое по численности поголовье, сосредоточенное в Москве и Санкт-Петербурге. Но этот год оказался переломным в судьбе цвергшнауцеров. Если в Москве ранее они находились в Московском городском обществе любителей собаководства (МГОЛС), то теперь цвергшнауцеры, вернее, их владельцы, оказались разбросанными по различным клубам - "Фауна", "Гармония", ВПШК, "Элита", "Зоосфера" и другим более мелким. Во МГОЛСе руководитель породы был обязан составлять план вязок, утверждаемый на правлении клуба, защищать его и отчитываться за каждую вязку, а также вести контроль за состоянием поголовья, в том числе и учет рождаемого брака. Безусловно, такой тоталитаризм был многим не по душе, поэтому они предпочли заниматься породой самостоятельно. Строгий контроль во МГОЛСе наряду с недостатками имел и свои положительные стороны, он давал возможность выявить определенные тенденции и закономерности в разведении породы, выяснить целесообразность использования того или иного производителя, разобраться в других, не менее важных в кинологическом отношении вопросах. Но то, что возможно в едином клубе, становится непреодолимым препятствием, когда порода разбросана. Теперь руководитель каждого клуба получил возможность разводить цвергшнауцеров без какого-либо отчета и плана, руководствуясь лишь собственным взглядом на породу и своим желанием вязать или не вязать того или иного производителя. При этом интересы породы как-то незаметно отошли на второй план. Пары подбирались по принципу: чем ближе знаком владелец собаки с руководителем породы, тем чаще его собака оказывалась "необходимой" в племенном разведении. При этом стало "модно" отказывать в вязке собаке, обратившейся из другого клуба либо вязать ее лишь при условии вступления в собственный клуб. Породные клубы, по идее созданные во имя процветания породы, превращались на самом деле в "удельные вотчины", а собаки становились не целью разведения, а средством сведения личных счетов. Рядовые заводчики так и не получили право голоса и вынуждены были слепо подчиняться воле своих, с позволения сказать, кинологов. Все это плачевно отразилось на поголовье. Если в 1990 году на ринг открытого класса выходило до 30 собак из которых треть была достаточно высокого класса, то теперь крупнейшие всероссийские выставки с трудом собирают в окрасе "перец с солью" пяток собак, половина которых импортирована из-за рубежа.
   Но вернемся непосредственно к разведению цвергшнауцеров. Новый этап в развитии породы начался в начале 90-х годов в связи с широким использованием собак, импортированных из ПНР и ЧССР. Я имею в виду кобелей ХИМА С ХОТЕБОРЖСКИХ ЛЕСУ (вл. Кузнецов), ПАРДА З ИЛКИ (вл. Горбова), сук АНДИ ЗЕ ШМОУЛУ и ФАТИ АМЕТ (вл. Суханов, заводская приставка "ФАТ ГРЕЙ" и "ШАМАН ГРЕЙ"), ФАЛУ МОРСКА РАПСОДИЯ (вл. Смирнова, зав. приставка "ДЕ ЛЯ ФЛЕР"), АКИ ЮНОВ (вл. Скобарев, зав. приставка "САН"). Эти собаки (кроме ФАТИ АМЕТ и АКИ ЮНОВ, которые рано погибли, успев дать только по одному помету) часто становились победителями рингов, и на них возлагались большие надежды как на улучшателей породы. Фенотипически они были достаточно близки между собой и выгодно отличались от старых "немцев" - обладали более крепким костяком и крупными головами, хорошими движениями и нарядной оброслостью. Однако их дети оказались достаточно разнотипными и наряду с явными лидерами есть потомки и откровенно низкого класса. Ни от кого из них не удалось получить достаточно большое количество стабильно качественных собак.
   Сейчас в Москве имеется большое количество совершенно новых по фенотипу собак из Европы и Америки. К сожалению, руководители клубов, занятые разведением в "себе", не хотят или не могут присмотреться к этим собакам и попробовать получить от них то, чего не хватает нашему маточному поголовью: породные головы, нарядную оброслость, хорошую нервную систему, крепкий костяк. Я не предлагаю "бросаться" на импорт, как это делалось ранее, но и разведение в инбридинге на старые крови вряд ли является целесообразным. К сожалению, из-за большого количества клубов и клубиков, занимающихся разведением цвергшнауцеров окраса "перец с солью", невозможно дать какую-то однозначную оценку имеющемуся поголовью. Хотя мы уверены, что еще не все потеряно и у нас имеется достаточное количество собак желательного фенотипа и генотипа. Продуманное разведение с использованием импортированных собак, внимательное отношение к подбору пар может дать свои результаты буквально в ближайшее время.
   Прогрессивным шагом для развития породы является создание национального клуба по породе. Он создан в 1994 году и зарегистрирован в РФЛС-РКФ как "Всероссийский клуб "Цвергшнауцер". Диктат не является составной частью нашей программы. Мы готовы предоставить любому заводчику возможность проявить собственные способности и, при необходимости, проконсультировать по всем вопросам, касающимся племенного разведения, содержания собак, подготовки их к выставке. Мы приглашаем всех кинологов и просто любителей породы разделить с нами все достижения и трудности в деле пропаганды и развития нашей любимой породы, добиться того, что бы цвергшнауцер стал таким же заслуженно популярным в России как и во всем мире.

Статья поступила в октябре 1995 г.
и опубликована в № 1(7)'96.