Перевод Н. Третьяковой.             
Из второго  номера журнала « Pinscher & Schnauzer» 2007 год.

             

      Современные черные ризеншнауцеры – тенденция к потере типа?
Если критически присмотреться к сегодняшним черным ризеншнауцерам, то явно заметен повод к критическим же замечаниям. В последние годы я, как эксперт и активный спортсмен имел возможность наблюдать значительное количество собак этой породы. Так как я часто работаю экспертом не только в нашей стране, но и за рубежом, то рамки наблюдений существенно раздвигаются.

  Те, кто интересуется собаководством, знают, что внутри пород существуют различные типы, и это не новость. Такие типы особенно бросаются в глаза в тех породах, которые используются в качестве рабочих или спортивных. Речь идет в основном обо всех породах служебных и пастушьих собак или о борзых. Если мы внимательно присмотримся к нашим черным ризеншнауцерам, то в них тоже наблюдаются тенденции, о которых заводчики и любители породы должны задуматься. Мы не должны допускать значительных отклонений от стандарта. Если такое происходит, то отдельные новые проявления широко распространяются, и мы получаем, так называемый « новый тип». И это несмотря на то, что породные признаки, применение и свойства характера однозначно изложены в стандарте ФЦИ.

  Нужно констатировать, что образовались два различных типа ризеншнауцера, которые зачастую отчетливо различаются. При этом в одном случае преобладают характер и                работоспособность, а в другом – экстерьер.

  Самым значительным признаком собаки, все равно какой породы, является общее впечатление или иными словами – первое впечатление. Если говорить о ризеншнауцерах, то с одной стороны мы видим огромных, чересчур массивных, тяжелых или даже рыхлых собак. С другой стороны – другая крайность: легкие, недостаточно мощные, но спортивно-мускулистые собаки. И как радуют глаз ветераны, которые несут в себе и то и другое. Становится ясно, что в последние годы разведения, что-то изменилось.

  Очевидно, что ризеншнауцер должен производить впечатление импозантной мощи и иметь хорошую мускулатуру. Он должен быть не легким и узким, а скорее приземистым, - собакой с мощным внешним видом, не производящей жуткого впечатления.

Лирическое отступление:

Я с удовольствие вспоминаю такую собаку, которая свободно бегала в одном дворе на моей родине. С замиранием сердца, но, движимый любопытством, я проходил мимо ворот, - и там стоял он – готовый к отпору, мощный ризеншнауцер. Он напрягал мышцы шеи в гордом повороте головы и издалека чуть мелькали белки глаз. Он был угольно черен, недосягаем и внушал почтение. Я издалека слышал только тихое низкое рычание. Он никогда не лаял, но никто не смел подойти к нему близко. Однажды его владелец взял меня за руку и подвел к нему. После того, как пес меня обнюхал, я даже смог его погладить. При этом он вел себя совершенно нейтрально и не был агрессивен.

Но вернемся в настоящее время. Этим маленьким отступлением я хотел только сделать более заметной все чаще встречающуюся потерю типа и « честного характера». Этой великолепной породе часто не хватает яркости, но при этом очень часто бросается в глаза чрезмерная выраженность отдельных признаков или стертость, а часто и отсутствие других признаков.

  Для того, чтобы быть в состоянии выполнять работу спортивной или служебной собаки, наши ризеншнауцеры должны иметь идеально сбалансированную анатомию, как в динамике, так и в статике. Собаки  должны быть гармоничными, квадратными и обладать способностью достигать максимального эффекта в движении при незначительных затратах энергии.

  Выставки и показ собак сейчас популярнее, чем когда-нибудь. Доказательством тому является постоянно увеличивающееся число собак на больших выставках. Но при этом нельзя говорить о выставках с племенным значением, так как это в чистом виде шоу собак. Система шоу понуждает к успеху и для некоторых владельцев собака без чемпионских титулов не имеет ценности. Ни работоспособность, ни характер не могут быть достоверно проверены, в то время как на племенных выставках эксперт проводит оценку поведения  собаки на день выставки в ринге. На спортивных мероприятиях, кстати, также не имеет места настоящая проверка поведения и характера собаки, так как  отдельные части упражнений тренируются заранее. На мой взгляд необходима проверка поведения собаки в нестандартных ситуациях.

  На выставках появляется все больше и больше тяжелых и слишком крупных собак. По большей части они находятся на верхнем пределе роста или много выше. Популярна импозантность. Хотя, по моему, импозантность часто неверно понимается. Пояс передних конечностей часто слишком открыт и со спрямленными углами, вследствие чего недостаточно выражена передняя часть груди. Мощный вынос конечностей и эффективное действие пояса передних конечностей при этом невозможны. Углы задних конечностей часто слишком выражены и суставы недостаточно прочны.

  Эти особенности не очень заметны в выставочном ринге, так как собаки двигаются « шоу-шагом». Если же такая собака двигается свободно в течение долгого времени, то результат легко заметить. Масса, которую собака вынуждена перемещать, быстро приводит к усталости. Если у вас будет возможность, то понаблюдайте за собакой такого типа критически. Если собака после сильной физической нагрузки быстро устает, то она «разваливается» в стойке и спина « мягчит»; или же собака без устали требует еще больше движения?

Большие и тяжелые собаки ограниченно быстры, маломаневренны, и неспособны к молниеносным броскам. Это заметно, когда они, к примеру, играют с мячом. Собака среднего роста и мощи, обладающая достаточной динамикой и статикой, справляется гораздо легче. В подавляющем большинстве случаев такие собаки и быстрее и маневреннее. Но таким собакам не хватает желательной мощи и приземистости, и в ринге, при сравнении, они проигрывают.

  В области спорта проявляются другие крайности. Здесь мы имеем дело со спортивными собаками, обладающими хорошей мускулатурой и желательной активностью. Нередко встречаются настоящие атлеты, способные к выдающимся спортивным достижениям. Им не следует опасаться сравнения с собаками других служебных пород. В этой области не имеют шансов большие и тяжелые собаки. Но следует быть осторожными, так как этим спортивным собакам зачастую не хватает, как статики, так и динамики. Согласованность движений передних и задних конечностей часто оставляет желать лучшего. В нормальных условиях, то есть в свободном движении при прогулке, можно часто наблюдать раскоординированные движения, например, иноходь. К тому же движениям не хватает элегантности. Кроме того часто встречается такие дефекты, как вывернутые локти, мягкие пясти, недостаточный объем грудной клетки, широкие и короткие головы и светлые глаза. Недостаточная породность делает впечатление от них ужасным. Для владельцев же спортивные достижения заметно важнее, чем анатомические дефекты.

  Такого рода « двухклассовое общество» можно еще отчетливее показать на следующих примерах:

  Довольно основательный, средних анатомических достоинств, но типичный черный ризеншнауцер, происходящий из чисто «рабочего» разведения, появляется на выставке в обществе лучших выставочных собак. Знающим зрителям и заводчикам он бросается в глаза, так как отличается от других собак. У него есть небольшие недостатки, но не слишком сильно выраженные, и это совершенно нормальная « сухая» собака. Ко всему прочему добавляется еще и то, что он не особенно умело подготовлен к выставке. Он не такой, как другие выставочные собаки. За рингом слышны различные комментарии, вроде: « что он здесь потерял» или « такими были ризены 20 лет назад». Использование такой собаки в разведении выставочных собак трудно себе представить.

  А теперь перенесемся на испытания служебных собак. Среди участников есть собака из выставочного разведения. Уже при следовании рядом без поводка видно, что собака движется весьма своеобразно. Заметно, что собаке не хватает желания работать. Один из понимающих зрителей говорит: « ну да, красивая собака, но такую я бы не хотел иметь дома». При подзыве собака подходит медленнее, чем остальные. При прыжках через препятствие заметно, что они требуют заметных усилий. Становится ясно, что собаке не хватает работоспособности. Следствием этого становится, предсказанный знатоками, недостаток при задержании: собака не в состоянии держать хватку, срывается с рукава и не в состоянии энергично исправить ошибку. При конвоировании собака начинает осматривать окрестности и явно радуется тому, что тягостная повинность заканчивается. Использование такой собаки в разведении спортивных собак труднопредставимо, если вообще возможно.

  Вы, вероятно, согласитесь, что проблема узнаваема. Разведение ведется по интересам, целям и потребностям будущих владельцев. Таким образом, по стране в целом, говорят о рабочем и выставочном разведениях. Я нахожу оба этих определения отвратительными. Мы все более и более теряем верный взгляд на единый тип ризеншнауцера.

  Хотя проблема ясна, отсутствует здоровая основа для желаемого типа. Такого типа, который бы соединял в себе лучшее от обеих групп, то есть работоспособность, здоровый напор, статику и динамику, типичность, гладкую, черную и жесткую шерсть, правильный рост, квадратный корпус с хорошо выраженными пропорциями грудной клетки и т.д. Целью серьезного заводчика должен всегда быть соответствующий стандарту и работоспособный ризеншнауцер.

  Я полагаю, что заводчикам известно о « двухклассовом обществе». Опытные заводчики подбирают партнера своей собаке по определенной схеме. При этом с самого начала определяются приоритеты: рабочие качества или красота. Немногие отваживаются объединить оба направления и вернуться к старым линиям. Это требует значительно больших затрат времени и прежде всего опыта разведения. При этом успех не очевиден уже в первом помете. Разведение собак и достижение идеального типа требуют много терпения, выдержки и упорства. Такие заводчики среди нас вызывают мое особое уважение.

  Я убежден, что дискуссии между представителями обеих групп приведут к движению в правильном направлении. Наши заводчики должны больше общаться, обмениваясь опытом и получая знания от более знающих коллег и привлекать консультантов по разведению к планированию вязок. Почему бы заводчику у которого рождаются пять пометов в год не запланировать хотя бы один из них так, чтобы объединить рабочую линию с выставочной? Он может только выиграть от этого, так как расширит генетический базис своего разведения..Если в этом помете будет хотя бы одна собака, которая в зрелом возрасте продемонстрирует комплекс желаемых качеств ( мощь, крепкий костяк, динамику, напор и высокую работоспособность) это будет ценно для заводчика и его разведения. Но это могут себе позволить в относительно больших питомниках, а не заводчики, получающие один помет в год. Такие заводчики не могут реально изменить ситуацию, ввиду недостаточности поголовья.

  Не следует пытаться сделать разведение ризеншнауцеров легкой задачей. Нам необходимо умение заводчиков критически оценивать свои результаты. Как заводчики мы берем на себя ответственность за чистоту породы, точнее сказать, за сохранение первоначального типа, описанного стандартом. При этом в центре внимания должны стоять поведение и характер ризеншнауцера.

   Выдержка из стандарта ФЦИ:

  Поведение/характер ризеншнауцера:

  Типичными чертами являются добродушный, уравновешенный характер и неподкупная преданность владельцу. Он обладает развитыми органами чувств, умом, способностью к обучению, силой, выносливостью, быстротой и устойчивостью, как к погодным условиям, так и к болезням. Вследствие своей выносливости и уверенности в себе он наилучшим образом пригоден в качестве собаки сопровождения, спортивной, пользовательной и служебной.

  Есть ли лучшее подтверждение для заводчика ориентированног на спорт, чтобы стремиться увидеть свою собаку среди лучших собак на выставке?

И выставочные собаки могут претендовать на место на пьедестале почета в спорте!

Этой статьей я бы хотел особенно подтолкнуть к следующей мысли: « Может быть только один ризеншнауцер».

 

   С наилучшими пожеланиями

    Вильфред Ломан

Бракель, 04.01.2007

Оригинал статьи:
http://s015.radikal.ru/i330/1103/c9/bd925e7ff7abt.jpg